STATUS STYLE

“Оскар” для харьковчанки

24 марта 1949 года на сцене театра AMPAS в Лос-Анджелесе Элизабет Тейлор открыла конверт, в котором находилась открытка с именем первого в истории Голливуда обладателя премии “Оскар” за лучший дизайн костюмов в цветном фильме. Награду присудили Барбаре Каринской.

Для харьковчан получение самой знаменитой кинематографической премии – это уникальный успех. Среди выходцев из Первой столицы можно, пожалуй, припомнить еще Евгения Мамута, получившего “Оскар” в 1987-м за участие в создании спецэффектов к легендарному фильму “Хищник” с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.

Но не менее уникальной была история жизни Варвары Каринской (до замужества – Жмудской) – дочери одного из крупнейших харьковских миллионщиков конца XIX века Андрея Жмудского, ставшей звездой Бродвея и Голливуда.

Побег

Фамильные драгоценности были спрятаны в шляпе дочери Ирины. Жалобы ребенка на то, что головной убор слишком тяжел, едва не закончились срывом всей “операции”. Валюту спрятали между страницами томов Маркса и Энгельса, к которым, по расчетам покидающей в 1924 году советскую республику Варвары Каринской, у красных пограничников не должно быть никаких претензий.

Побег выглядел не столь красочно, как у графа Монте-Кристо, однако был не менее опасен. До 37-го было еще далеко, но память о красном терроре оставалась чрезвычайно жива как у его участников, так и у очевидцев. Попытки вывезти ценности из страны, которая чрезвычайно нуждалась в драгоценностях и валюте, могли трактоваться товарищами из ОГПУ как саботаж и диверсия. Помогла виза наркома просвещения Луначарского – соратника Ильича. Варвара Каринская ехала за рубеж по заданию Наркомпроса – организовывать выставки советской вышивки. Молодой советской республике, как писали бы в те годы, необходимо было международное признание. Понимал ли Луначарский, что Каринская уезжает навсегда? Не исключено. В противном случае ей не разрешили бы брать детей, оставив их в стране в качестве заложников. Но Антон Васильевич как бывший дворянин был либерален. Да и с точки зрения теории построения диктатуры пролетариата – чем меньше в стране бывших буржуев, тем лучше.

С пересечением советской границы для Варвары Каринской началась вторая жизнь. Но прежде – несколько слов о первой.

Харьков

Варвара Андреевна родилась в 1886 году в семье крупного харьковского миллионщика купца Жмудского, мецената и благотворителя, оставшегося в истории благодаря пожертвованиям средств на строительство Благовещенского собора и приятельству со знаменитым командующим Добровольческой армией Май-Маевским. Одна из купеческих дочерей (по ошибочной версии, сама Варвара Каринская) даже стала прототипом героини снимавшегося в Харькове культового в свое время сериала “Адъютант его превосходительства”. Но это – несколько иная история.

После окончания гимназии Варвара Андреевна поступила в Харьковский университет для изучения права. Но правоведом так и не стала. Ее призванием оказались дизайн, моделирование костюмов и вышивка.

В 1915 году Варвара Андреевна со вторым мужем  – известным в городе адвокатом Николаем Каринским – отправляется, как сказали бы ныне, “покорять Москву”. Будущая звезда модельного искусства начала творческую карьеру с коллажей из рисунков, фотографий и тканей.

Все изменила революция

После свержения царского режима Николай Каринский пережил бурный карьерный взлет. При министре-председателе Временного правительства Александре Керенском он занимал пост главного прокурора Петроградской судебной палаты. Он арестовал большевиков Льва Троцкого и Анатолия Луначарского. Некоторые исследователи даже приписывали ему инициативу распространения слухов о том, что Ленин является немецким шпионом.

В 1918-1920 годах Каринский был начальником Черноморской губернии и управляющим Министерства внутренних дел, созданного белогвардейцами Южно-Русского правительства.

Гражданскую войну Варвара Андреевна провела на территории белых – между Харьковом, где жила в доме отца, и Симферополем.

В ноябре 1920-го красные отряды, пройдя километры по шею в грязной жиже с поднятыми над головами винтовками, форсировали озеро Сиваш и ударили в тыл отчаянно удерживающим Перекоп частям армии барона Врангеля. Пока части РККА рвались к Ялте, в порту города разыгрывались битвы за места на пароходах, уходящих в Константинополь. В крики, брань и визги женщин изредка врывались глухие хлопки револьверных выстрелов и шлепки о воду закутанных в долгополые серые шинели тел. Это были некоторые отчаявшиеся корнеты и поручики, предпочитавшие скорее пустить пулю в голову, нежели смириться со столь бесславным концом некогда победоносного белого дела.

Николай Каринский, числившийся в расстрельных списках ЧК, бежал в Константинополь. Но Варваре Андреевне с детьми места на эмигрантском пароходе не досталось.

“Пещера аббата Фариа”

Иметь в составе семьи активных контрреволюционеров, в принципе, было не критично, но все-таки нежелательно. Судьба жены человека, который арестовывал “демона революции” Троцкого и товарища Луначарского, могла быть крайне незавидной.

Спасло два обстоятельства. Брат Сергей работал в секретариате наркома Луначарского, а тот, видимо, был не настолько злопамятен и мстителен. И второе – представители начинавшей зарождаться новой красной аристократии, а вернее – их жены и боевые подруги, как и все женщины мира, любили красивые наряды.

Начало 20-х. Угар НЭПа. Варвара Каринская открывает в Москве знаменитый и самый модный салон ARS, где одеваются жены партийной верхушки.

Стартовый капитал был получен в стиле уже упомянутого графа Монте-Кристо. Каринской удалось добиться разрешения вернуться в отцовскую квартиру – естественно, уплотненную жилтоварищами. Ей оставили целых две комнаты. Квартира оказалась настоящей пещерой аббата Фариа. Тайник купца Жмудского, в котором хранились семейные драгоценности, оказался нетронутым.

Укрывать драгоценности от народной власти, когда только-только были подавлены восстания в Кронштадте и Тамбове, в Поволжье бушевал голод, а активисты громили церковные приходы, выгребая все, что представляло хоть какую-то материальную ценность, было крайне чревато. Но, как говорится, кто не рискует, тот не получает “Оскаров”.

А в 24-м под предлогом зарубежных гастролей, собрав остатки былой роскоши, Каринская навсегда покинула страну. По одной из версий, к этому шагу ее подтолкнуло то, что бизнес Каринской был национализирован, а ей предложили стать директором мастерской, в которой расшивали парадные знамена для РККА. Перспективы такого радикального изменения стиля художницу не устраивали.

Париж – Лондон – Нью-Йорк

Пятнадцать лет Каринская провела в Европе, во Франции и Британии, где создавала костюмы по эскизам Дали, Матиса и Шагала. Но когда в европейском воздухе основательно запахло военной грозой, она перебралась в Нью-Йорк. Художнице было далеко за 50, а на новом месте приходилось начинать все сначала. Но жизнь постепенно наладилась. Каринская поступила в знаменитый балет выходца из России Георгия Баланчина (Баланчивадзе), в котором проработала 30 лет. Вскоре Баланчин доверял одевать своих балерин только Каринской, рассказывая в интервью, что половина успеха его спектаклей принадлежит именно ее костюмам.

Во время войны пришлось спасать сына Владимира, который поступил во французскую армию, оборонял Париж, участвовал в сражениях, попал в плен, совершил побег. Каринская организовала его переправку в Штаты через Испанию, Португалию и Кубу. Но в Штатах Владимир снова поступил в армию и вернулся в Париж в 1944-м уже в качестве освободителя.

Оскароносная “Жанна д’Арк”

Жизнь Орлеанской девы экранизировали 30 раз (чаще кинематографисты обращались только к образам Гамлета и Карениной). Но в истории кино остались лишь работы Флеминга, Бюссона и Глеба Панфилова. И первой удачной экранизацией стала картина Флеминга 1948 года. О ней, как и о балетах Баланчина, тоже можно было сказать: половина успеха принадлежала костюмам Каринской. Вторая половина – операторской работе. Именно в этих двух номинациях картина удостоилась “Оскаров”. Исполнительница главной роли Ингрид Бергман пробовала еще раз запечатлеть образ Жанны в картине известного итальянского режиссера Роберто Росселини. Но от этой работы осталась только строчка в фильмографии.

В 1953 году Варвара Каринская еще раз номинировалась на “Оскар” за работу над костюмами к фильму “Ганс Христиан Андерсен”. Но премия досталась мюзиклу “Мулен Руж”.

Отличаясь феноменальным творческим долголетием, Варвара Каринская завершила работать в New York City Ballet Баланчина только в середине 70-х, когда ей было уже около 90 лет.

На карте города

В 2003 году на здании по ул. Пушкинской, 31 – бывшем особняке купца Жмудского – была установлена мемориальная доска, посвященная Варваре Каринской. А недавно, в период тотальных переименований, имя обладательницы «Оскара» увековечили в названии улицы. Одна из улиц в Киевском районе, носившая ранее имя французского коммуниста Марселя Кашена, была переименована в улицу Каринской.