STATUS STYLE

Харьков – коцарская столица

Время меняет не только облик Харькова, но и профессиональный состав его жителей. Сейчас среди трудящихся практически не встретишь коцарей. А в прежиние времена их в городе была целая улица, так и названная – Коцарская. Здесь зародилось и в XVIII-XIX веках процветало уникальное производство знаменитых харьковских коцев.

Коц — это особый вид ковра ручной работы с длинным наклонным ворсом.

Современная Коцарская улица. Не исключено, что кое-какие строения помнят еще последних коцарей

Известный харьковский фольклорист, этнограф, литературовед и историк Николай Сумцов в своей книге “Слобожане” приводит интересные факты об этом ремесле:

“На Слобожанщине, особенно в Харькове, процветало коцарство — изготовление ковров из местной шерсти с красками местных расцветок. Сам ворс для таких ковров раньше окрашивали натуральными красителями. Для красного цвета, например, использовали марену красильную, для желтого — ромашку или резеду, а коричневый получали из дубовой коры или ореховой кожуры. В конце XVIII столетия коцы тысячами шли в Великороссию и за границу. Более всего коцарством занимались в самом Харькове. От сего ремесла произошло название улицы Коцарской”.

Когда и как зародилось коцарство

Кто и когда начал производство коцев на Слобожанщине, письменные источники умалчивают. Но, согласно тем же письменным источникам и научным исследованиям, коцарское ремесло существовало на Слобожанщине уже во время заселения нашей территории и появления слобод. Исследования позволяют утверждать, что оно уходит корнями в более древние времена и служит своеобразным мостиком между слобожанским периодом XVII— XVIII веков и предыдущей эпохой, которая еще плохо изучена. Это эпоха XI—XV веков, когда на нынешней территории Харьковской области проживали не только славяне, но и кочевники — представители тюркских народов. Они украшали коцами стены своих юртовидных жилищ, которые удалось раскопать харьковским археологам.

Загадочное слово “коц”

Происхождение слова “коц” достоверно неизвестно. Коцем в разных регионах Украины называли абсолютно разные вещи, но одна из версий происхождения этого названия, по мнению зарубежных лингвистов-тюркистов, связана с арабским прочтением этнонима кутигуры — народа, когда-то обитавшего на территории Украины.

Харьковский коц и узбекский джульхирсам

Технология изготовления коцев роднит их с этнографическими традициями тюркского мира. В частности, харьковские коцы близки к киргизско-узбекским длинноворсовым коврам (джульхирсам), и в этом мнении абсолютно сходятся и харьковский историк-реставратор Татьяна Крупа, и известный искусствовед из Академии наук Узбекистана Эльмира Гюль. Однако есть и существенные отличия. Узбекские джульхирсы изготавливал один мастер на узком станке, а чтобы получить широкий ковер, готовые фрагменты сшивали. Харьковские же коцы изготавливали изначально широкими (например, трехметровыми) и ткали их одним полотном. Ткачеством одного ковра занимались сразу несколько мастеров, которые работали за одним большим станком. Это требовало высокого уровня мастерства, зато ковры делались быстро. Коллективное изготовление ковров говорит о том, что харьковское коцарство было не этнографическим искусством, как, например, вышивка, которой занимались лишь в периоды сельскохозяйственного межсезонья, а мануфактурным производством.

Харьковский коц в экспозиции Харьковского художественного музея

Как оказалось, не только техника изготовления, но и орнаменты у узбекского джульхирса и нашего коца совпадают. Хитросплетений мелких рисунков на коцах не увидишь. Как правило, на харьковском коце изображали ромбы. Аналогичная геометрическая символика и цветовая гамма на узбекских и казахских коврах означа.т пожелания достатка, богатства и благополучия. Именно поэтому коц играл немаловажную роль в слобожанских свадебных обрядах. Удивительно, но, когда и коцарство, и исконно слобожанские традиции были забыты и искажены, обязательное дарение ковра на свадьбу прочно держалось до конца XX столетия и настенный ковер считался признаком благополучия и достатка. Точно так же, как и коцы, которые никогда не лежали на полу.

Золотое время харьковского коцарства

Подробнее о коцарстве сообщает исследователь слобожанской старины Е. Топчиев (уроженец Харькова, занесен в “Библиографический указатель замечательных уроженцев Харькова” XIX столетия). В воспоминаниях за 1809 год он пишет, что на Харьковщине “было много овец у помещиков и селян; шерсть шла, преимущественно, на производство местной одежды и на коцы”. Коцами торговали на ярмарках, иногда в отдельных магазинах. Приобретали коцы как люди богатые, которые вешали их на стенах, так и бедные — для покрытия лавок. Очень любили коцы военные. Сохранилось упоминание о том, что в начале ХIХ века к харьковским коцам проявлял интерес императорский двор — в частности, есть данные о заказе харьковским коцарям изготовить попоны для коней кавалерийского полка, хотя заказ так и не был окончательно оформлен.

Абсолютный рекорд по производству коцев был поставлен в 1814 году, когда харьковские мастера изготовили до 26 тысяч ковров. В 1850-е годы производство снизилось до 25 тысяч ковров. Но, все равно, коцарство оставалось важной статьей доходов слобожан — около 3% всей харьковской промышленности.

Упадок коцарского ремесла

К концу XIX века коцарство пошло на убыль, сконцентрировавшись лишь в пригородах Харькова. Большая часть региона переориентировалась с овцеводства на выращивание сахарной свеклы? и шерсть подорожала. Серьезно повлияла и замена природных красителей искусственными — анилинами, которые снизили качество шерсти. К 1879 г. в городе осталось всего 75 коцарок, из которых 25 работали круглогодично, а остальные лишь зимой. В целом они производили около 4 тысяч коцев в год.

Последняя мастерица

В 1902 году в Харькове состоялся XII археологический съезд. Специально к этому событию исследователь коцарства, Бабенко, с трудом нашел последнюю мастерицу-коцарку где-то на Холодной горе. Исключительно для него она достала с чердака старый верстак и выткала несколько ковров — последних аутентичных коцов Харьковщины. Инструменты и образцы коцов были переданы в этнографический музей при Харьковском университете, и сегодня в память об этом ремесле осталась лишь улица Коцарская, где находились мануфактурные цеха трудяг-коцарей? и два коца, которые хранятся в Харьковском художественном музее.

Источник