Что такое детский театр и театр для детей? Что такое театр для подростков и инклюзивные спектакли? И главное – в какие театры можно пойти с ребенком в Харькове? Об этом мы поговорили с Яной Зеленской, художественным руководителем театрально-драматургической студии “Школа магии театра”.

– Все харьковчане, у которых есть дети, рано или поздно задаются вопросом: где посмотреть интересный детский спектакль? Зачастую многие идут по шаблону: ТЮЗ, цирк, кукольный… Некоторые покупают билеты подороже,  на приезжие антрепризы, и часто разочаровываются. Как в Харькове обстоят дела с детскими театрами? Вернее, с театрами для детей?

– Люди, которые любят детей и хотят делать детские театры, в Харькове есть . Эти театры делятся на две группы: театры  для детей, где что-то ставят взрослые, и детские театры, где дети играют детские спектакли. В одном случае у вас что-то делаютпрофессионалы, в другом -профессионалы обучают детей, и дети что-то делают.

Первая категория,театры для детей, представлена в Харькове государственными и независимыми театрами. На их спектакли вы совершенно официально можете приобрести билеты в кассах.

И есть еще некое количество неизвестных нам театров, которые ставят иногда неплохие спектакли, иногда – спектакли среднего качества, но мы их не видим, потому что эти спектакли живут в детских садах. Качество их бывает прекрасным, а бывает ужасным. Но мы этого никогда не узнаем, потому что это смотрят только наши дети и их воспитатели. Отзыв, который  приносит  ребенок  из садика, – это закрытая книга. Что-то ему понравилось, что-то не понравилось, но этот юный культуролог пока еще не может нам объяснить, что же он видел.

В Харькове уже есть команды, которые делают такие выездные спектакли совсем неплохо, их любят звать, потому что в детских садах появился очень  заинтересованный зритель. В основном, это частные детские сады, которые осознанно выбирают театральную услугу. Наконец-томожно говорить о конкуренции,и рынок начинает становиться требовательным.

Нужно сказать, что государственная система очень сильно этот рынок расслабила и обесценила. Собственно, это претензия ко всему государственному украинскому театру для детей.

 К сожалению, еще с советских времен тянущееся проклятие для актера – это работа в ТЮЗе, которая считается самым неблагоприятным распределением после института. Это накладывает свой отпечаток. Люди попадают туда, куда  они не хотели, вынуждены  ставить  не «гамлетов», а  «зайчиков»,  они не мотивированы. Плюс ко всему образование не учило работать с возрастной психологией, а для того, чтобы по-честному работать с детьми, нужно понимать, как развивается детское восприятие и как, исходя из этого, должно быть построено зрелище…

– Вот об этом поподробнее…

–  Режиссер детского спектакля должен знать,в  каком возрасте важнее созерцательность, в каком  важен сюжет, в каком возрасте какие цвета должны быть на сцене… Например, в театре для самых маленьких не желательны всякие «ряби», потому что  дети пока не фокусируют на них внимание. И таких нюансов очень много.

Дошкольникам, например,  важен ближний круг, а первоклашкам, которые попали в новую среду, необходимо  установить контакт с новым миром. Они много говорят про дружбу, придумывают сказки про апокалипсисы, где обязательно должны спасти планету большим коллективом– семьей, классом, друзьями. Им  нужно объединиться и что-то победить, потому что они преодолевают первый круг социализации.

Когда  дети взрослеют и переходят из младшей школы в пятый класс, отрываются от своего первого и единственного учителя, на них наваливается совсем другой уровень ответственности. Их начинают волновать другие проблемы. Сказки, которые они любили в младшей школе,уже совсем не интересны.

– Что такое  хороший детский спектакль?

–  Для  меня хороший детский спектакль – это спектакль, который хорошо смотреть семьёй. Взрослые, как правило,  понимают состояние ребенка, с которым они пришли в театр. И когда на спектакль пришла  семья и мама не сидит  в телефоне,  а вместе с ребенком смотрит спектакль – это значит, что у режиссера и актеров все получилось.

–  Давайте назовем пять театров для детей, которые можно порекомендовать  родителям.  При этом возьмем лучшие из лучших, без привязки к возрасту.

– Из негосударственных – это Малый театр марионеток,  руководителем которого является Валера Дзех.

У них очень хорошие спектакли. Они во многом решают свою функцию и нравятся родителям. Спектакли сделаны с душой и оставляют хорошее послевкусие…  У них я видела много спектаклей, все можно рекомендовать, в частности, «Мафин», например, – очень хороший интерактивный спектакль.

Буду хвастаться: о нас  родители отзываются хорошо. Наш театр – это ПТИ-центр, или платформа театральных инициатив

– Скажите  несколько слов о детских театрах, ведь их  нельзя списывать со счетов. Среди большого количества театральных кружков есть детские театры, которым уже по 30 лет, они стоят особняком и их можно с полной уверенностью назвать профессиональными, несмотря на то, что в них играют дети….

– Много лет хвалят театр «Тимур».

Но это более подростковая аудитория. Театр с большими традициями, который воспитывает и детей, и даже родителей.

Детский театр «Каламбур», который питает харьковскую театральную среду. Из него вышли многие заметные актеры и режиссеры молодого поколения. Он объездил весь мир и представляет Украину на многих театральных фестивалях.  Сейчас их юные воспитанники активно снимаются в кино. Я смотрела прошлой весной их премьерный спектакль «Город нового мира». Мне понравился тот уровень осознанности, на котором там говорят с детьми. Театральный педагог разговаривает с детьми о том, что для них важно.

–  Еще детский театр «Сорванцы»

– Совершенно верно.  Елена Вартанян, его руководитель,  воспитывает команду победителей. Не конкретного лидера, а команду, которая вместе  идет к успеху. 

Мне особенно нравятся театральные студии, где происходит наиболее тонкая работа с учасниками, где развивают творца. Здесь можно выделить Театр-студию музыкальной светоживописи под руководством Крюковской Натальи. Это тонкая робота по превращению визуальных образов, чувственных потоков в зрелище, где во главе фантазия участников.

Хореографический театр «Росинка» в моем сердце занимает особое место. У Наталии Колногузенко дети всегда рассказывают историю со всей философией и чувствами, а не просто аккуратно исполняют задания хореографа.

– Отдельное место в нашем разговоре нужно уделить театру для подростков.

– Государственный театр вообще не знает, что делать с подростковой аудиторией, и он ее теряет.  На сегодня у официального театра есть аудитория возрастом от 3-х до 12-ти лет. До 7-ми лет детей в театр водят родители, дальше их начинает водить школа.

Подростка же в театр не заманишь. Иногда их приводит школа. Но, как правило, произведения школьной программы не вызывают ощущения, что дети к ним готовы. Театр этот вопрос может решать.  Не то чтобы с легкостью, но то, что не успевает проговорить учитель, может проговорить  или дать почувствовать спектакль.

– Вы, я так понимаю, взяли на себя большую и важную ответственность за детский и подростковый театр.

– У нас есть два основных направления:

  1.  ПТИ-центр, где театральные профессионалы ставят спектакли для разного возраста. Также мы организовываем фестивали.
  2. Театрально-драматургическая студия «Школа магии театра», где участники (и дети, и взрослые) создают все сами – от текста до спектакля.

– Это где дети рассказывают о своих проблемах, пишут пьесы и сами в них играют?

– Да, только не совсем о проблемах. Они делятся своей точкой зрения на многие вопросы. На самом деле, они рассказывают много хорошего. Например, у нас есть спектакль «Буфет», где зритель смеется практически весь спектакль. Он начинается со сцены стереотипов – что мальчики думают о девочках и наоборот. Однако история разворачивается и поднимает проблемы буллинга и слатшейминга в школе.

– У вас открытая группа?

– Да. У нас совершенно нет кастинга. Мы берем всех, пока группа не заполнится. Максимальное количество детей в группе – 12 человек.  Ребенку в любом возрасте есть что сказать. Мы исходим из такой позиции: каждый человек талантлив, а наша задача – сделать это видимым со сцены.

– Ваши спектакли все украиноязычные?

– Да. Мы практически единственные, кто играет все спектакли на украинском языке. Мы сами пишем тексты. Я спрашивала  у детей: «Где вы хотите показывать наш будущий спектакль?» Они отвечают: «По всей Украине» Украина говорит на украинском языке. Посыл такой: «Я хочу разговаривать со всей Украиной».

Любовь к родному языку нужно прививать не назиданием и принужденим, а творчеством. Например, у нас есть спектакль «Зірочки святого Миколая». Моя режиссерская сверхзадача – сделать так, чтобы в Харькове дети, которые не знают самую распространенную миколайку «Ой, хто, хтоМиколая любить…», выносили ее из зала и пели дома.       

– Что такое инклюзивный театр?

– Очень важно, чтобы общество понимало, что инклюзивный театр – это театр для всех. Это не театр для людей с инвалидностью, потому что каждый человек  и каждый ребенок развивается по-своему, со своими особенностями восприятия. Мы понимаем, что сегодня в театр  хотят ходить дети с инвалидностью и с особыми образовательными потребностями.  Например, у ребенка с аутизмом может быть стрессовая реакция на высокие или слишком громкиезвуки,  поэтому мы в  спектаклях вместе с нашим композитором  Евгением Золотухиным  контролируем  уровень громкости, музыкальный темпоритм, выверяем это и доводим до совершенства.

Театроведы говорят, что не понимают, чем наш спектакль инклюзивен.  На самом деле, зритель этого и не должен видеть и понимать. Он инклюзивный потому, что и обычный ребенок,  и ребенок с синдромом Дауна просмотрел два акта, в антракте ушел, вернулся  и после спектакля подошел и спросил, когда мы будем показывать его в следующий раз…


Ближайшие спектакли Яны Зеленской:

Музыкальный спектакль “Три Лисички”
Спектакль “Казки Джулії. Кит і Равлик 2+