Гафт – актер-минитеатр. Примерно, как Табаков, Филиппенко, Дуров, отчасти Басов. В принципе, он один мог бы сыграть целый спектакль, и этот спектакль был бы интересен (может, он так и делал). А это не каждому даже раскрученному актеру по плечу.
Огромное количество ролей. Хотя первая из запоминающихся появилась только в 1975-м, в “Вашей тете”. И то далеко не главная и даже не второго плана.
Что еще можно отметить?
“Гараж”. Вошел в историю. Достаточно было сказать “такой-то, такой-то вы наш”, как сразу можно было прослыть острословом.
“Бедный гусар”. Ни картина, ни роль персонально мне не нравятся. Но это дело вкуса.
“Чародеи”. Настаиваю на том, что Гафт там совершенно лишний, и вообще все это вот – не его. Пусть бы Сатанеева Виторган играл.
“Гонки по вертикали”, если кто помнит. Вайнеровщина. Но тоже не его. Хотя Мягков-Тихонов великолепен. Даже больше, чем Шакуров-Тихонов.
“Забытая мелодия для флейты” – один из самых неудачных фильмов Рязанова. Скучный, липкий, конъюнктурный, где только осовремененная постановка “Ревизора” – зер гуд.
“Визит к минотавру”. Фильм неплохой, но Иконников – явно не гафтовская тема.
“Воры в законе” – полная ерунда, собиравшая в свое время у кинотеатров многотысячные очереди.
Совершенно феноменальный, тонкий, злой, акцентированный Конферансье из эрдмановского “Самоубийцы”.
“Небеса обетованные” – из рязановского кризисного периода. И фильм слабый, и персонаж слабый.
“Анкор, еще анкор”. Отличный полковник, гораздо лучший, чем рязановский гусарский. И сама картина ранее вызвала значительный всплеск эмоций у тонко воспринимающей аудитории.
“Старые клячи” – отвратительный по всем показаниям фильм. Но Гафт в этом решительно не виноват.
“Сирота казанская” – в свое время произвела приятнейшее впечатление, но после никогда не пересматривал.
Возможно, стоит упомянуть фильм “12”, где все присяжные, кроме самого Михалкова, смотрелись максимально органично.
Можно глянуть еще “Убийство на улице Данте” 1956 года, где Гафту всего двадцать один.