STATUS STYLE

Знаменитые харьковчане. Советская Мэрилин

Она была знаменита от Москвы до Бреста, как пелось в одной из фронтовых песен, и даже до Дальнего Востока, где жила героиня ее второго фильма, сделавшего из нее кинематографическую знаменитость.

Одна из самых известных киноактрис 30-40-х годов прошлого века Валентина Серова (до первого замужества – Половикова) родилась в Харькове. Официально – 23 декабря 1917 года. На прошлой неделе ей исполнилось бы 99 лет. Дата некруглая, но все равно необычная. Впрочем, в некоторой степени условная. По иной версии, актриса родилась 10 февраля 1919-го, а лишние два года приписала себе при поступлении в театральный техникум.

Искусствовед Виталий Вульф называл Серову второй Мэрилин Монро. Хотя и кинослава, и миллионы поклонников у нее появились гораздо раньше, чем заблистала звезда Монро. Так что, по большому счету, сравнение должно было бы производиться в обратном порядке.

В фильмографии Серовой – чуть больше 10-ти фильмов. Главных ролей – и того меньше. Но яркая, необычная биография, превращающаяся со временем в череду легенд, где реальность легко перетекает в вымысел, а вымысел – в реальность, такая же неотъемлемая часть образа звезды, как и, несомненно, творчество.

Театральный дебют

В начале 20-х харьковская актриса Клавдия Половикова переезжает с дочерью Валентиной в Москву и поступает в Малый театр. В девять лет Валентина впервые вышла на сцену вместе с матерью в спектакле “Настанет время” по пьесе Ромена Роллана, дебютировав, что называется, в сарабернаровском стиле: ей досталась роль сына главной героини Давида. (Французская актриса с одинаковым успехом играла и Клеопатру, и Гамлета.) Спустя два десятилетия мать и дочь сыграют вместе уже в картине – биографическом фильме “Глинка”. Факт в киноистории не уникальный, но занимательный.

Первый фильм – на полку

Первую картину с участием Валентины Половиковой “Строгий юноша”, снятую на киностудии “Украинфильм” по сценарию Юрия Олеши, как говорили в те времена, положили на полку. Попытки автора построить образ идеального комсомольца даже в сталинские времена были восприняты как отклонения от соцреализма. Идея режиссера Абрама Роома создавать в бесконфликтном обществе бесконфликтное кино оказалась не более чем неудачным экспериментом. Был ли первый блин – комом? Не факт. Если бы не запрет картины, о ней бы вообще могли не вспомнить даже узкие специалисты.

Актриса и пилот

История очень короткой, но, судя по воспоминаниям современников, очень большой любви Валентины Половиковой и Анатолия Серова достойна отдельного драматического повествования. Собственно, таковое и было создано – в 1941 году Константин Симонов написал пьесу “Парень из нашего города”. Год спустя по пьесе сняли фильм.

Серов и Половикова познакомились 3 мая 1938-го. Он – легендарный Родриго Матео, известный всей стране герой Гражданской войны в Испании. Сражаясь на стороне правительства Испанской республики, сбил 15 самолетов франкистов. А в ту далекую и странную пору летчики были столь же известны, как ныне – звезды шоу-бизнеса. В общем, более знаменитым, чем Серов, был только Валерий Чкалов.

Она – начинающая и известная лишь в театральных кругах актриса.

Они поженились спустя несколько дней после знакомства, и сам Никита Богословский организовал “венчание”. Естественно, театральное, потому что настоящее, мягко говоря, не особо приветствовалось. Кольца сделали из фольги, а вместо иконы использовали портрет Николая Крючкова (это мегапопулярный в 30-40 годы актер, сыгравший за кинокарьеру больше 100 ролей).

Согласно легенде об актрисе и летчике, он кружил над их домом на самолете, выписывая слова “Люблю” и “Валя”, которые, возможно, и не были видны с земли, потому что конденсационный след остается за летательными аппаратами отнюдь не всегда. Но, как утверждали биографы Серова, фигуры высшего пилотажа для него были примерно тем же самым, что для обычного человека ходьба по земле.

Отправляя ее из Москвы в Ленинград, он тут же садился в самолет, чтобы встретить на вокзале с букетом цветов.

Следующий 39-й год стал прекрасным и ужасным. В марте вышел фильм “Девушка с характером”, который мгновенно сделал Валентину Серову не менее популярной, чем кинозвезд той поры -Любовь Орлова или Марина Ладынина. На сеансы люди прорывались с боем, на спектакли Серовой невозможно стало достать билеты.

11 мая в испытательном полете погиб Анатолий Серов. Потеря стала шоком. Даже спустя годы Валентина Серова отказывалась играть в симоновской пьесе, главная героиня которой была списана с нее самой, а главный герой – с ее мужа.

Актриса и поэт

В 1940-м году на спектакль с участием Серовой в Театре рабочей молодежи (сокращенно ТРАМ) пришел Константин Симонов. Ему было 25-ть. Он был начинающий, но очень деятельный военный корреспондент (участник боев на Халхин-Голе), посматривающий в сторону драматургии и литературы. Несколько недель, покупая билеты в первый ряд, он приходил на каждый спектакль с букетом, пока у актрисы не лопнуло терпение, и она не решила избавиться от назойливого поклонника. Сделать этого, впрочем, не удалось. Симонов и Серова разошлись в конце 50-х, но это, как говорится, другая история, к биографическим легендам имеющая косвенное отношение.

Константин Симонов (настоящее его имя Кирилл, очевидно, диссонировало с невыговариваемой буквой “р”, а посему и было заменено на литературное) оказался не только идеологически правильным, но и действительно очень хорошим, хоть ныне и не читаемым писателем и драматургом. Благодаря Валентине Серовой, он стал еще и прекрасным лирическим поэтом, народное признание которого в разы превосходило разнообразные официальные респекты (а только Сталинских премий у него было шесть). Стихи Симонова пользовались чуть меньшей популярностью, нежели песни Высоцкого в свое время.

Посвященное Серовой стихотворение “Жди меня” по силе эмоционального воздействия, на, выражаясь современным языком, целевую аудиторию следовало бы отнести к одному из самых выдающихся стихотворных произведений ХХ века.

Снятый в 1943 году по мотивам стихотворения одноименный фильм, в котором Серова сыграла главную роль, при достаточно незамысловатой драматургической составляющей стал главным кинематографическим событием первой половины войны.

Когда линия фронта покатилась на запад, настроения изменились. В начале 1945-го на экраны вышел снятый еще накануне войны фильм “Сердца четырех” – классическая комедия положений, разыгранная внутри любовного четырехугольника. Лента стала лучшей в фильмографии Серовой, хотя многолетнее лежание на полке вряд ли пошло ей на пользу. Война изменила фасоны, военную форму, взгляды на жизнь, да и просто выражения лиц. Так что дошедший наконец-то до зрителей довоенный фильм выглядел приветом из прошлого, вызывавшим, наверное, не столько чувства сопереживания героям, сколько ностальгию по безвозвратно ушедшей эпохе.

Актриса и тиран

В 1942 году вышел сборник стихов Симонова “С тобой и без тебя”, посвященный Валентине Серовой. Успех был оглушительный. Сборник переписывали от руки. Хотя из-за отсутствия какого-либо намека на руководящую роль партии и правительства книга вполне могла быть отнесена если не в разряд идеологически вредных, то в разряд идеологически бесполезных.

Не чуждый в юные годы стихосложению Сталин, якобы прочитав сборник, сказал, что его следовало отпечатать в двух экземплярах – один для него, второй для нее. Тем не менее, никаких оргвыводов не последовало.

В 1946-м вышел фильм “Глинка”, в котором композитор с экрана на пару с Александром Сергеевичем Пушкиным отстаивал народную долю и бичевал самодержавие доступными для первой трети 19-го века средствами. Идеологически грамотная картина была отправлена на Каннский кинофестиваль. Серова сыграла жену Михаила Глинки, что одновременно принесло официальное признание: фильм удостоили Сталинской премии, главной творческой награды тех времен, – и это стало началом этапа ролей второго плана. Актрисе было меньше 30-ти. Кинематографическая карьера катилась к закату.  

Эпилог

За последующие 30 лет Валентина Серова сыграла всего в пяти фильмах. Роли были либо второстепенные, либо эпизодические. Пристрастие к спиртному, развившееся в алкоголизм, практически вычеркнуло ее из профессии. Семья развалилась. В театрах ролей не давали.

Последней картиной Серовой стал фильм “Дети Ванюшина” (1973 год) по пьесе Найденова – семейная драма в стиле наиболее известных драматических произведений начала ХХ века, только без горьковского незримого буревестника и чеховской тонкой иронии.

Режиссер Евгений Телешев собрал в картине звездный состав – Борис Андреев, Александр Кайдановский, Людмила Гурченко, Виктор Павлов, Елена Соловей. В общем, подобралась вполне достойная компания для подведения творческого итога…

Автор: Алексей Гончаров