В этом году в Харькове отмечается сразу два киноюбилея. Один более известный – 110 лет кинотеатру “БоммерЪ”, который считается самым старым в городе. Второй менее – 105 лет со дня открытия самого большого и фешенебельного кинотеатра в Харькове начала прошлого века – “Ампир”.
В начале прошлого века Харьков был одним из главных центров кинопроизводства и кинопроката. Достаточно вспомнить, что первый фильм в стране был снят и показан именно в Харькове. А владелец сети кинотеатров в Харькове, купец Дмитрий Харитонов был крупнейшим кинопроизводителем не только на территории Украины, но и в бывшей Российской империи.
Харьковская киноэра
Начиналось большое кино в Харькове в конце XIX столетия. Не прошло и года с того момента, как в декабре 1895-го в “Гран-кафе” на бульваре Капуцинок в Париже братья Люмьер провели киносеанс, ставший официальной точкой отсчета истории кино, как в Харькове – впервые в бывшей Российской империи – начали снимать собственные фильмы. Пионером отечественного кинематографа стал фотограф Альфред Федецкий.
30 сентября 1896 года из помещения на улице Екатеринославская, 18 (сейчас – Полтавский шлях, помещение Театра для детей и юношества), в котором располагалось фотоателье, Федецкий снял хроникальный фильм “Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков”. В декабре того же года в оперном театре фильм был показан публике как “живые фотографии из местной жизни”.
Но рассвет харьковской эры кино связан с иным именем. Одним из крупнейших кинопроизводителей и прокатчиков в империи был харьковский купец Дмитрий Харитонов. 20 октября 1907 года Харитонов открыл в Харькове на Московской улице свой первый театр-кинематограф “Аполло”, который положил начало сети кинотеатров.
Сохранился акт о приемке кинотеатра, в котором говорилось: “Помещение под предполагаемый театр-кинематограф расположено удобно для публики, имеет дамскую и мужскую уборные отдельно в разных помещениях, имеет две несгораемые лестницы – парадную и черную, из зала имеется четыре выхода. Число публики может быть до 190 человек. Кроме того, имеется при зале два фойе”.
Но амбиции Харитонова очень скоро начали распространяться гораздо далее кинопроката. Он финансировал создание собственных фильмов, привлекая на съемочные площадки звезд первой величины.
Украинское кино начиналось в Харькове
Харитонов был одним из первым кинопрокатчиков, начавших вкладывать деньги в украинское кинопроизводство. Он выдал харьковскому артисту Александру Алексеенко девять тысяч рублей для постановки украинских сюжетов. Первый фильм – комедию-водевиль “Як вони женихалися, або Три кохання в мішках” по мотивам произведений Гоголя – Алексеенко снял в Харькове в 1909 году. Он же исполнил все роли: дьяк, Чуб, Голова, Солоха. Вокруг бушевала эра немого кино, а фильм Алексеенко был звуковым. Качество звука было ниже среднего, но рекламировался фильм на уровне сенсации. В прессе выходили анонсы следующего содержания:
“Сенсация! Новый трюк в области синематографии! Говорящая картина без всяких граммофонов под названием “Як вони женихалися”, киноводевиль в одном действии с пением и танцами, с имитацией голосов при полном совпадении разговоров всех действующих лиц. Исполняется единолично автором-трансформатором А. М. Алексеенко”.
В январе 1910 года премьера фильма прошла в Санкт-Петербурге, а через три недели – в Харькове в кинотеатре “Аполло”.
В 1910-1911 годах Алексеенко снял в Харькове еще несколько картин по произведениям известных в те времена украинских драматургов: “Москаль-чарівник” Котляревского, “Кум мірошник, або Сатана в бочці” и “Сватання на вечорницях” Дмитренко, “Як ковбаса та чарка, то минеться й сварка” Старицкого, “Бувальщина, або на чужий коровай очей не поривай” Вельсовского.
В харьковской фирме Харитонова также успешно ставил кинодекламации актер и режиссер Александр Остроухов-Арбо. В 1911 году на экраны вышла его постановка “Дачный муж, или Трагик поневоле” по рассказам Антона Чехова.
Вера Холодная с Владимиром Максимовым и Витольдом Полонским в фильме “У камина”, снятом кинопредприятием Дмитрия Харитонова
Но до победы звукового кино было еще крайне далеко. Поэтому Харитонов переключился на создание немых блокбастеров с привлечением кинозвезд. Он приглашает известного режиссера Петра Чердынина, переманивает суперзвезд Владимира Максимова, Витольда Полонского и Веру Холодную, обещая им многотысячные гонорары и выплачивая крупные неустойки за разрывы прежних контрактов. Но киностудию с крупнейшими в империи кинопавильонами он открыл не в Харькове, а в Москве.
Харьковский кинолэнд
105 лет назад в Харькове произошло чрезвычайно знаменательное событие. Газета “Утро” сообщала:
“Новый грандиозный фешенебельный салон кинематограф “Ампир”. Сумская, 5, дом Д. И. Харитонова. Сегодня, 27 марта 1913 года, открытие. Все, что лучшее, изящное и красивое в области кинематографии, даст наша первая серия картин…”
Двухэтажный кинотеатр с залом на 800 мест стал одним из лучших на территории бывшей империи. Перед сеансами в антрактах публику развлекал оркестр из 30 музыкантов. Здесь проводили, как сказали бы сейчас, творческие вечера самые знаменитые киноактеры начала прошлого века – Вера Холодная и Иван Мозжухин.
Правда, и билеты в “Ампир” были чрезвычайно дороги: на некоторые сеансы цена доходила до 5 рублей. Для сравнения в “народном кинотеатре” в павильоне Бекетова на Сергиевской площади места в первых трех рядах стоили 1 рубль 50 копеек.
Но настоящий харьковский кинолэнд располагался на Московской улице (ныне – Московский проспект). Как уже было сказано, в 1907 году Дмитрий Харитонов открыл в доме №8 кинотеатр “Аполло”.
В течении нескольких лет рядом появилось еще несколько кинотеатров. В доме №4 – “Мишель” (в столичное время кинотеатр им. Коминтерна, а с 1937 г. — “Ударник”), в доме №6 – “Модерн” (в советское время кинотеатр имени Розы Люксембург), в доме №15 – “Весь мир”. Все здания были разрушены в годы войны.
Также на Московской улице располагались кинотеатры “Иллюзия”, “Метеор”, “Помпей”.
Сегодня всех этих кинотеатров не существует. Дольше всех продержался “Ампир”, переименованный в годы советской власти в “1-й комсомольский”, в годы независимости – в “Слобожанский” и закрытый в 2000-х годах.
Рассадник порнографии
В январе 1916 года “Ампир” закрыли по распоряжению управляющего губернией Павла Масальского-Кашуро с формулировкой “усмотрено демонстрирование картин порнографического содержания”.
Поводом к применению цензурного ножа послужил прокат кинодрамы “История одной девушки” по мотивам рассказов Леонида Андреева. Фильм пользовался большой популярностью у публики и считался одной из лучших картин сезона. Для рекламы ленты Дмитрий Харитонов заказал 200 афиш. Но…
Если судить по официальным отчетам, порнография заключалась в “реальном изображении совращения молодой гимназистки”, которое “развращающим образом действовало на молодежь, постоянно посещающую кинотеатр”.
Но оказалось, что бдительность местных властей была чрезмерной. Фильм был ранее одобрен цензурой, а все доходы от его показа в городах империи шли на нужды раненых воинов. Через несколько дней кинотеатр был открыт.
…и другие киноскандалы
Несмотря на то, что цена билетов на представления в “Ампире” была по сравнению с другими кинотеатрами довольно высокой, возле кассы выстраивались громадные очереди, а залы были забиты публикой. Увлечение “важнейшим из искусств” было настолько велико, что иной раз приводило к массовым беспорядкам.
В конце 1917 года в “Ампре” демонстрировалась картина “Позабудь про камин – в нем погасли огни…” с Верой Холодной в главой роли – сиквел нашумевшей ленты “У камина”. Очередь была огромной. Очевидец описывал происшествие у кинотеатра:
“Кто-то из очереди пустил слух, что в театр пропустили несколько человек через запасной выход, началось настоящее вавилонское столпотворение: публика ринулась в театр, разбила окно, сорвала с петель двери; толпа запрудила всю улицу. Администрация театра едва не подверглась жестокому самосуду. Был вызван отряд конных драгун. С большим трудом успокоили расходившуюся публику”.
Спустя три года похожий инцидент произошел в кинотеатре “БоммерЪ”. В тот день шел боевик “Кожаные перчатки”, вызвавший в городе небывалый ажиотаж. Места в билетах не указывались, и каждый из зрителей стремился успеть занять место получше. Толпа обрушила перила лестницы, которая вела в зрительный зал, и несколько человек погибли. После этого инцидента во всех кинотеатрах города на билетах стали указывать места.
“1-й Комсомольский” послевоенных времен. Как и в начале века, киносеансы вызывали настоящий ажиотаж у зрителей
Кодекс кинозрителя
Поведение публики в те далекие времена, очевидно, было небезупречным. Это сподвигло владельцев кинотеатров составлять своды жестких правил. До наших дней дошло объявление, составленное дирекцией кинотеатра “Модерн”.
“Дирекция убедительно просит уважаемую публику:
1) Не спешить и не толпиться при входе в зрительный зал, так как билеты всегда продаются точно по числу мест.
2) Занимать места только согласно купленным билетам.
3) При демонстрировании картин палками и ногами не стучать, так как за правильностью проекции всегда следит специально поставленный для этого служащий, тем более, что часто туманность или прыгание изображений на экране зависят от недостатков самой картины и потому неисправимы.
4) О малейших неудовольствиях или недоразумениях тотчас заявлять господину администратору, виновные же в нарушении тишины и порядка по постановлению господина губернатора будут немедленно удаляемы из театра при помощи полиции”.
Автор: Алексей Гончаров