STATUS STYLE

Феномен “Аркейна”. Почему сериал, который по определению не мог понравиться всем, – всем понравился?

Анимационный сериал, снятый по компьютерной игре, в котором подростки, причем преимущественно девушки, пребывая в сказочном мире, сражаются каким-то неведомым оружием, изрыгающим красивые лучи… “Смотреть подобное взрослому состоявшемуся гражданину как-то не пристало”, – скажете вы и будете, в общем-то, правы. Если речь не идет о сериале “Аркейн”. Он сейчас лидирует по количеству просмотров на Netflix, оставив далеко позади и наделавшую немало шума “Игру в кальмара”, и “Зов ада”. Как мог снятый по игре мультипликационный сериал приковать внимание миллионов зрителей и стать лидером рейтингов более чем в 30 странах? Собственно, именно эта шумиха и заставила начать смотреть сериал, и уже после первых 20 минут причина стала очевидна.

Итак, обо всем по порядку. Первое – сериал снят по игре. Что такое «League of Legends», я себе представлял довольно слабо, хотя и люблю изредка провести часок-другой, зависая с пультом от “плойки” в руках. Дело в том, что это игра в стиле МОВА, т.е. это сетевой файтинг, сочетающий в себе элементы стратегии и ролевых игр. Вкратце – вы в составе команды играете за какого-то персонажа и вместе с коллегами по команде стремитесь изничтожить такой же отряд противника. Главный для меня эксперт в этом вопросе, мой 11-летний сын, объяснил так: “«League of Legends» – это та же “Дота”, только для школоты”. В общем, вряд ли вы в эту игру играли и вряд ли когда-нибудь будете.  Но для просмотра сериала это абсолютно неважно. Поклонники игры найдут здесь массу отсылок к игровому процессу, а мы, далекие от киберспорта люди, каких-то фишек просто не узнаем. Но отсутствие радости узнавания в данном случае не имеет особого значения. Дело в том, что “Аркейн” – это полностью самостоятельный продукт, сделанный просто “по мотивам”, и незнание этих самых мотивов ни на что не влияет.

Теперь о главном. Главное в “Аркейне” – это, безусловно, визуальный ряд. О его стилистике вполне можно судить по трейлеру. Если говорить в двух словах, то это очень удачное совмещение 3D- и 2D-анимации. То есть мир сериала как бы трехмерный, но с четкой, нарочито графичной проработкой теней и деталей. Эта “плоская” составляющая графики позволила очень органично вплести в визуальный ряд всякие анимешные фишки – например, особенно заметные в боевых сценах нарочито “плоские” взрывы. Да и вообще, стилистически “Аркейн” часто адресует к аниме – всякие крупные планы глаз, подчеркивающие драматичность момента, замедления во время выполнения героями акробатических трюков… Хотя при этом в целом сериал отнюдь не анимешный. На этот счет граждане, не являющиеся поклонниками этого уже весьма почтенного, но весьма легковесного жанра, могут не переживать. В общем и целом, процентов на 70 успех этого сериала – это успех художников, которые создали красивый “живой” мир, полный массы интересных деталей. Казалось бы, зачем второстепенному персонажу – боа из постоянно вращающихся металлических колец? Но из таких вот мелочей формируется особый мир, за которым хочется наблюдать. Ну и последнее, о чем стоит сказать, – в графике заметно очень сильное влияние стимпанка. Это когда в кадре какие-то железные механизмы, заклепки, шестеренки, дирижабли… Но, как и в случае с аниме, это только влияние. Легкое и ненавязчивое. В целом же – это просто красиво. Каждый кадр, буквально каждый – хоть на стену вешай.

О сюжете говорить особо нечего. Звучит странно для описания действа из девяти полновесных серий, но это так. Ответить на вопрос “О чем это?” – довольно сложно. Или наоборот – просто: о дружбе, семейных отношениях, отцах и детях, “цене вопроса” при принятии решений, ответственности, социальной справедливости… В общем, довольно стандартный набор, который в том числе и обеспечил сериалу такой сокрушительный успех в таком количестве стран, потому что набор этих самых “о чем” – универсален. А вот что действительно отличает “Аркейн” и за что нужно выразить сценаристам особый респект, так это очень тщательная, особенно для, так сказать, анимационной ленты, проработка персонажей. Грань между “плохими” и “хорошими” в сериале почти стерта, то есть и хорошие персонажи могут совершать нехорошие вещи, и плохие, как быстро выясняется, имеют свою правду и вполне оправданные мотивации. Подобная сложность далеко не всегда встречается даже в “серьезном” сериалостроении, а уж от анимационного сериала, да еще и снятого по мотивам компьютерной игры, этого ожидаешь меньше всего.

В общем, подводя итог, кем бы вы ни были, сколько бы вам ни было лет, какое бы положение вы не занимали в обществе, как бы не относились к компьютерным играм, с 90%-й вероятностью сериал вам зайдет. После первых 20 минут вы скажете себе “Неужели я это все еще смотрю???”, а после второй серии вас будет уже не оторвать. Кстати, о чем забыл упомянуть: сюжет очень ладно скроен, нигде не провисает и не содержит “пустот”. Даже такой дотошный критик, как я, нашел в нем только одну незаконченную сюжетную линию, которая, вероятно, будет развита во втором сезоне. Который лично я обязательно будут смотреть. И вы, посмотрев первый сезон, – тоже. А второму сезону, кстати, – быть. Об этом уже официально объявлено, и было бы странно, будь иначе.