Гололед на дороге – явление опасное, и езды на автомобиле в таких условиях лучше избегать. Но если ехать по льду пришлось, главное – знать, что делать. О том, как ездить по скользкой поверхности, рассказывают эксперты авто24.
Конечно, при глобальном обледенении лучшим решением будет оставить машину дома или подождать, пока коммунальщики подготовят дорогу для безопасного движения. Однако, часто такой вариант будет неприемлемым, а бывает, что гололед или гололедица открываются перед вашим капотом неожиданно, и отказаться от поездки нет возможности.
Дорогу, которая блестит при температуре около нуля и ниже, следует автоматически считать скользкой: вода и лед могут чередоваться на ней
Нужно напомнить, что даже если ваша машина обута в самые дорогие шины, это не значит, что вы можете чувствовать себя как на сухом асфальте. Осторожность все равно должна быть максимальной.
Очень плавно
Лед на дороге – это еще не повод впадать в отчаяние, особенно если ваш автомобиль обут в хорошую резину, пусть даже не шипованную. Если все делать правильно, при таких условиях передвижение вполне возможно даже по льду хоккейного поля.
Говоря простым языком, движущийся по скользкой дороге автомобиль не должен получать иных ускорений, нежели в направлении движения. А тот крутящий момент, который передается на ведущие колеса, должен быть строго дозирован – ни на гран ни больше и не меньше. Это два главных посыла, и теперь о том, как их воплотить на практике.
Внатяжку: что это значит
По льду и укатанному до блеска снегу нужно ехать на низких оборотах
двигателя, на повышенной передаче, с плавной и заблаговременной работой
педалями и рулем. И главное – на минимальной скорости.
Цель всех стараний водителя на скользкой дороге – не нарушить тот шаткий баланс сил трения, который удерживает колеса автомобиля на заданном курсе или в состоянии покоя. Вмешиваясь в него при работе со сцеплением (переключении передач), тормозами и рулем, водитель может сместить вектор сил с направления движения в одну из сторон – и возникнет занос.
Как ехать в гололед
- трогаться с места нужно при минимальных оборотах двигателя;
- сцепление отпускать максимально медленно, прислушиваясь, не буксуют ли колеса;
- трогаться лучше со второй передачи (в АКП включить режим Winter или 2 передачу в режиме Manual/Sport);
- на ходу передачи переключать также с максимально плавной работой сцеплением и при низких оборотах двигателя;
- педалью тормоза пользоваться без резких и глубоких нажатий, отдавая предпочтение торможению двигателем;
- имейте в виду, что на скользкой поверхности резко отпущенная педаль акселератора создает эффект торможения педалью тормоза – точно таким же образом машину может занести;
- руль поворачивать только плавно, быть готовым к тому, что машина может не сразу отреагировать на поворот руля. В таком случае нужно сбросить газ, чтобы снизить скорость и загрузить передние колеса.
Лед бывает разным
Имейте в виде, что лед бывает разным. Самый скользкий – это мокрый, при околонулевой температуре, покрывающий все детали микрорельефа дорожного профиля. Менее опасен лед в колеях, с вмерзшими вкраплениями комков снега.
Посыпанный песком или отсевом лед позволяет неспешно двигаться и уверенно маневрировать на нем. Но лишь при условии малой скорости, поскольку случись в такой ситуации тормозить “в пол”, заблокированные колеса сгребут перед собой большую часть посыпного материала, и машина “поплывет”.
А по короткому участку льда на ровной и прямой дороге можно без последствий пройти сходу – главное, чтобы автомобилю было заранее задано прямолинейное движение, а на дороге не было уклона, и чтобы вам не пришло в голову крутить рулем, тормозить, сбрасывать или прибавлять обороты двигателя. На нейтралке или при выжатом сцеплении по льду катиться тоже нежелательно, поскольку ведущие колеса задают машине нужный вектор движения и стабилизируют ее от заноса или сноса.
На ровном обледеневшем асфальте нужно рулить точно и аккуратно: резкий поворот руля может привести к сносу или заносу.
ABS
Для владельцев автомобилей с ABS (а это практически все современные модели) есть особенное предупреждение: на дороге, где есть лед, ваш тормозной путь значительно увеличивается! Проблема в том, что антиблокировочная система тормозов, стремясь исключить даже кратковременную блокировку заторможенных колес, будет ослаблять тормозное усилие на них – и торможение растянется на большую дистанцию. Зато автомобиль не развернет в сторону – и в этом одно из главных достоинств ABS.
Езда в гололед или гололедицу (для водителя особой разниц нет) – испытание даже для опытных драйверов. Чтобы без последствий войти в эту почетную когорту, свои первые “ледяные” выезды совершайте на участках дорог и в часы, когда на улицах мало других машин.